Общественные слушания при проведении ОВОС
✚ Проведение ОВОС, включая общественные слушания, подготовка экологической документации на проект к ГЭЭ от экологов-профессионалов: «ГеоЭксперт» работает качественно и гарантирует получение положительного заключения экспертизы на любые материалы.
необходимых
сроков
“От и до”
консультационные
услуги
Оценка влияния чего-либо применительно к разным объектам – сложная и многозадачная процедура. Промышленные выбросы негативно влияют на здоровье жителей города, шум создает дискомфорт на рабочих местах, постройка завода уничтожит несколько гектаров зеленых насаждений – это очевидные и всем понятные утверждения. Но при попытке оценить – насколько вреден конкретный фактор воздействия, и какие последствия оно будет иметь, приходится проводить исследования, выполнять расчеты и составлять прогнозы. Так собирается материал «обоснований». На этой базе эксперты могут сделать выводы и либо разрешить строительство, либо запретить. Третий вариант – предложить мероприятия по снижению нагрузки и профилактике.
Несмотря на множество методик, нормативов и требований к расчетам, влияние объекта НВОС на человека оценить сложнее всего. Человеческий фактор – наиболее сложный в любой оценке. Нанесение вреда природе проще спрогнозировать, но если население города выступает против уничтожения зеленого массива, не имеющего особой ценности по формальным причинам, однако, значимого для людей, живущих поблизости – как можно разработать экологическую документацию на объект, чтобы его строительство не вызвало бурных протестов и финансовых проблем? Для этого в экологическую процедуру ОВОС включена сложная, но необходимая стадия – общественные слушания. Здесь право внести в проект свои замечания, дать комментарии и получить ответы на вопросы дается населению и общественным организациям.
В последней редакции требований к выполнению ОВОС (Приказ Минприроды №999 от 01.12.2020) используется термин «общественные обсуждения».
Этапы проведения общественных слушаний для ОВОС
Общественные слушания (обсуждения) проводятся дважды:
- для технического задания на ОВОС,
- по результатам исследований (оценки).
В первом случае должно быть сформировано такое задание для экологов, чтобы учесть в нем все критерии и характеристики взаимодействия объекта с окружающей средой. Во втором – раздел экологической документации должен отвечать всем замечаниям, поступившим от общественности согласно протоколам. Если для этого требуется корректировка результатов и проведение дополнительных исследований, значит придется заказывать дополнительные работы. Если разногласия с общественностью снять не удалось – нужны изменения в проектной документации.
В обоих случаях процедура состоит из нескольких этапов:
- Направление уведомления местным властям о том, что есть проект, требующий проведения общественных слушаний. Власти должны будут информировать население и обеспечить проведение мероприятия в оговоренный срок.
- Проведение общественных слушаний в одной из доступных форм: опроса, конференции, круглого стола, сбора замечаний и комментариев путем электронной или обычной почты, иным способом. Дистанционный вариант сбора сведений (почтой) доступен только для тех проектов, где обсуждаются объекты вне I-III категорий НВОС, не подлежащие ГЭЭ либо доработанные и заново готовящиеся к экспертизе.
- Анализ результатов слушаний, составление протокола, журнала учета замечаний и предложений.
- Корректировка технического задания или проекта с учетом замечаний, которые не удалость снять в ходе слушаний.
Раздел ОВОС может быть окончательно оформлен только тогда, когда проект согласуется с результатами общественного обсуждения.
- Гарантируем соблюдение необходимых сроков
- Сделаем всё "От и до"
- Окажем бесплатные консультационные услуги
Многоступенчатая процедура занимает не менее 2 месяцев: по регламенту только на уведомления нужно заполнить не менее 10 дней, а на ознакомление общественности с проектом до начала слушаний – еще не менее 30.
Из-за большого количества участников стадия слушаний – самая длительная в разработке ОВОС. Подготовка остальных материалов в большей степени зависит от скорости работы и квалификации специалистов подрядной организации и лаборатории.
Значение общественных слушаний для прохождения экологической экспертизы
Общественные слушания – не добровольная процедура. Мнение населения необходимо узнавать как на стадии составления технического задании на ОВОС (чтобы учесть все нюансы и рассмотреть все факторы воздействия), так и на стадии подготовки отчета по результатам ОВОС, который должен быть утвержден перед подачей проекта на экспертизу.
Слушания – своего рода «общественная экспертиза», которая опирается на законодательные требования, но вместе с тем вправе высказывать и более субъективные замечания, которые могут повлиять на комфортное проживание и состояние здоровья.
Небрежный или просто неквалифицированный подход к организации общественных слушаний впоследствии может привести к опротестованию заключения экспертизы, если общественность сможет аргументировать свое несогласие с результатами ОВОС. В судебной практике РФ описано достаточно случаев, когда проект приходилось останавливать из-за доказанных:
- нарушений в проведении процедуры,
- отсутствия материалов общественных слушаний,
- даже формального к ней отношения, без достаточного информирования населения.
Один из самых известных примеров – аннулирование результатов (положительного заключения) ГЭЭ по проекту строительства завода на Байкале в 2019 году.
Фактически, разработка проектов строительства нечасто сталкивается с сопротивлением населения на стадии общественных слушаний, а незначительные разногласия удается устранить в кратчайшие сроки. Но для этого необходимо поручить проведение ОВОС действительно опытными специалистам. Именно такие экологи работают в компании «ГеоЭксперт».