Разработка и согласование проектов СЗЗ кладбищ
✚ Проект СЗЗ кладбища, все согласования, консультации по вопросам ограничений, строительства, изменения размеров санитарно-защитной зоны кладбища от экологов компании «ГеоЭксперт».
необходимых
сроков
“От и до”
консультационные
услуги
Кладбища относятся к объектам муниципальной собственности, поэтому вопрос установления санитарно-защитной зоны кладбища решается на уровне исполнительных органов власти, и коммерческим структурам в нем участвовать не приходится. Тем не менее, существующая СЗЗ кладбища может ограничивать интересы предпринимателей, да и собственников земель, расположенных по соседству. В СЗЗ запрещено (СанПин, раздел V) строительство домов и некоторых видов зданий, размещение зон отдыха, дачных участков. Если СЗЗ кладбища можно на законных основаниях сократить, то высвобождаются земли, в том числе и в черте городов, где плотная застройка традиционно создает дефицит свободного места под дальнейшее освоение и развитие. Для этого нужно разработать проект сокращения СЗЗ в составе всех разделов, необходимых для обоснования такого решения (п.16 Правил установления СЗЗ).
Как устанавливается СЗЗ кладбища
Чтобы понимать перспективы сокращения СЗЗ кладбища и высвобождения земель под новый вид освоения, нужно знать, на каких основаниях устанавливается СЗЗ для такого объекта. С 2018 года на основании №222-ПП РФ по действующим правилам (п.25) СЗЗ считается установленной только по факту получения решения в Роспотребнадзоре и внесения границ в ЕГРН. Это касается и тех объектов, которые действовали до принятия закона – все документы нужно согласовать согласно нового порядка. Кладбища ранее вносились в Генеральные планы городов, муниципальных образований, сельских поселений и других видов населенных пунктов. Туда же вносились границы их СЗЗ на основании нормативов по СанПиН.
- Гарантируем соблюдение необходимых сроков
- Сделаем всё "От и до"
- Окажем бесплатные консультационные услуги
Генпланы и соответствующие им «Правила застройки и землепользования» считаются действующими. Но ровно до того момента, пока собственнику земель в СЗЗ кладбища не понадобится снять часть ограничений: по суду, основываясь на современном законодательстве, можно доказать, что СЗЗ кладбища не установлена в надлежащем порядке, а значит, ее границы могут быть оспорены. Разумеется, для этого нужно собрать данные исследований, лабораторные протоколы анализов воздуха и почвы, иные обоснования, доказывающие безопасность при использовании земель в планируемых целых, ведь санитарно-гигиенические нормативы соблюдать придется независимо от наличия границ СЗЗ кладбища в ЕГРН.
Нормативы СЗЗ кладбища
Установление СЗЗ кладбища по новым правилам проводится, как правило, при наличии местного контроля за соблюдением законодательства в этой сфере, либо в случае прецедента с оспариванием границ. Природоохранные органы вряд ли пойдут проверять кладбище на предмет наличия проекта СЗЗ и решения Роспотребнадзора. Определить, насколько легитимны границы по Генплану и имеет ли право собственник уменьшить их согласно новым правилам, можно, исходя их основных принципов установления СЗЗ для кладбища по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (раздел VII)::
- 50 метров для закрытых, сельских, мемориальных захоронений, колумбариев (5 класс опасности);
- 100 метров для захоронений площадью 10 и менее га (4 класс);
- 300 метров для кладбищ 10-20 га (3 класс);
- 500 метров для кладбищ 20-40 га (2 класс).
Важное уточнение: при разработке проекта СЗЗ для кладбища оценка риска здоровью не проводится (п.4.2. СанПин), поэтому ее отсутствие не может стать причиной отмены ограничений СЗЗ.
Специалисты «ГеоЭксперта» по техническому заданию заказчика помогут подготовить обоснования для сокращения СЗЗ кладбища с проведением всех натурных обследований и измерений, доказывающих возможность уменьшить СЗЗ.
Ведущий эксперт:
Смолицкий И.А., начальник отдела проектирования ГеоЭксперт
Выпускник географического факультета МГУ им. Ломоносова. Участвовал в проведении процедуры ОВОС крупных инвестиционных проектов федерального и международного уровня: “Южный поток”, «ВСМ-2 «Москва-Казань», АО НПК «Уралвагонзавод».